|
KrNews
#08
05 марта 1999 |
|
AY-VS/M - Выходная часть подключения AY 3-8910 или YM2149F к АТМ-TURBO2.

--- ifmail v. 2. 14. os-p2
*Origin: -=(I.SPECTRUM)=- (2:4623/55.68)
FIDO Echos (2:5063/47.11) ──────────────
─ ZX.SPECTRUM ─
Msg : 2886 of 3160
From : Oleg Bashtenko 2:4623/55.68
Ср 27 янв 99 02:34
To : All Чет 28 янв 99 23:35
Subj : AY vs YM ...
─
Hello All!
AY 3-8910 или YM2149F ?
Отечественный рынок музыкальных сопро-
цессоров насыщен относительно дешевой
продукцией стран Юго-Востока. Широко
распостранены 40-выводные микросхемы
AY 3-8910 (AY) производства Тайвань, а
также их японские аналоги YM2149F (YM)
фирмы Yamaha. При всей конструктивной
идентичности этих микросхем, все же слу-
шатели отмечают более "мягкое" и "мощ-
ное" звучание AY по сравнению с YM. С
другой стороны, в некоторых музыкальных
программах, воспроизводимых через YM,
более заметен стереоэффект.
Поиск причин различия в звучании при-
вел к необходимости исследовать характе-
ристики аналоговых выходов. Как известно
музпроцессор (далее МП) содержит три не-
зависимых ЦАП с логарифмическими ампли-
тудными характеристиками по каналам А,
В, С. Логарифмический закон изменения
связан с особенностями восприятия чело-
веческим ухом громкости звуков. В
"Спектруме" предусмотрена работа с
4-разрядными ЦАП, поэтому выходной сиг-
нал имеет 16 ступенек громкости и отс-
тоящих друг от друга на величину 3дБ.
Амплитудные характеристики не зависят от
частоты звука, но зависят от сопротив-
ления нагрузки Rн. В данном случае "мяг-
козвучащий" AY имеет закон распределе-
ния амплитуд гораздо более непохожий на
"идеальный", чем YM. Динамический диа-
пазон, т.е. отношение максимального вы-
ходного сигнала к минимальному, для AY
составляет примерно 32дБ, а для YM -
38дБ. Пологость характеристики AY приво-
дит к большей длительности, а точнее
громкости послезвучания ниспадающих зву-
ков. Различие очень заметно при наблю-
дении осциллограммы эффекта уменьшающе-
гося звука. На экране осциллографа в
этом случае видны повторяющиеся пики,
расстояние между которыми заполнено раз-
ными по амплитуде уровнями через равные
промежутки времени. Причем для AY име-
ется 16 промежутков, что совпадает со
справочными данными, а для YM - 32 про-
межутка, т.е. амплитудные эффекты для YM
формируются 5-разрядным ЦАП!
И все же "неправильная" характеристика
AY на слух воспринимается как более про-
должительное послезвучание, эхо и свое-
образная слитность мелодии. Не последнюю
роль в такой субъективной оценке играют
сами музыкальные композиции для "Спек-
трума", которые изобилуют пассажами с
изменяющимися по громкости звуками. YM
на слух звучит более "сухо", отрывисто.
Здесь уместна аналогия с музыкальными
терминами: для AY характерно исполнение
мелодии "легато" (плавный переход одного
звука в другой), для YM - "стаккато"
(краткое, отрывистое исполнение звуков).
Вопрос о более "мощном" звучании AY про-
ясняют исследования нагрузочных характе-
ристик аналоговых выходов.
В применяемых на практике схемах соп-
ротивление нагрузки аналоговых выходов
МП составляет 3...6 кОм, поэтому мело-
дия через AY звучит громче, чем через YM
из-за большей амплитуды выходного сигна-
ла Umax. Если бы нагрузка была меньше
1, 8... 2 кОм, то ситуация изменилась бы
на противоположную, и YM звучал бы гром-
че, чем AY.
Отличие в глубине стереоэффекта связа-
но с разным внутренним сопротивлением
аналоговых выходов AY и YM. В исходном
состоянии без сигнала и без нагрузки на
каждом из трех выходов AY имеется нуле-
вое напряжение, а у YM - постоянный уро-
вень 3...3,2В, который по экспоненте
снижается до нуля при уменьшении нагруз-
ки до короткого замыкания. Аналоговые
выходы МП не боятся коротких замыканий в
нагрузке. Ток короткого замыкания для YM
достигает значительной величины 12...15
мА. Аналоговые выходы AY и YM являются
схемами с "открытым эмиттером", т.е. для
нормальной работы обязательно иметь
гальваническую связь выходов с общим
проводом. В качестве неоптимального ре-
шения на схеме 1 изображена выходная
часть подключения МП в компьютере "ATM-
TURBO-2".
Схема 1
DD57A AY3-8910(YM2149F)
──┬───┐ 4 ┌─────┐ ┌─────┐
│ A ├────────┤ R17 ├───*───┤ R21 ├──┤
│ │└─────┘ │ └─────┘
│ │ │
│ │ │
│ │┌─────┐ │
│ │ ┌───┤ R18 ├───*──────> LEFT
│ │ 3 │ └─────┘
│ B ├────*
│ │ │ ┌─────┐
│ │ └───┤ R19 ├───*──────> RIGHT
│ │└─────┘ │
│ │ │
│ │ │
│ │ 38 ┌─────┐ │ ┌─────┐
│ C ├────────┤ R20 ├───*───┤ R22 ├──┤
──┴───┘└─────┘ └─────┘
R17, R20 = 1K
R18, R19, R21, R22 = 2,2K
Если запустить на выполнение Бейсик-
команду PLAY "V15A", по которой сопро-
цессор воспроизводит звук только из ка-
нала А, и измерить амплитуды сигналов,
поступающих в левый и правый стереокана-
лы, то для AY в схеме 1 отношение этих
амплитуд составит около 3 (9,5дБ), а для
YM - примерно 20 (26дБ). Одновременное
попадание сигналов в левый и правый ка-
налы заведомо ухудшает стереоэффект, ко-
торый и так неярко выражен из-за сумми-
рования сигналов по каналу В. Улучшить
разделение каналов в схеме 1 можно изме-
нением номиналов резисторов R21=R22=510
Ом. При этом соотношение амплитуд соста-
вит более 18дБ, правда, с некоторым
уменьшением уровня выходного сигнала.
Для схем с другими номиналами резисторов
следует стремиться обеспечить соотноше-
ние R17/R21 и R20/R22 более 2. Схема 1 с
измененными номиналами станет некритич-
ной к типу применяемого МП. При желании
в какой-то степени приблизить звучание
YM к AY можно рекомендовать изменить
наклон амплитудной характеристики каждо-
го из трех каналов введением диодов и
подстроечных резисторов по схеме 2. Под-
строечными резисторами необходимо уста-
новить уровень, при котором будут ослаб-
ляться по амплитуде верхние 5-6 ступенек
хатактеристики.
Схема 2.
DD1 YM2149F out
┌──>
──┬───┐ 4 │ ││
│ A ├─────*─────┤ ├──────────┤
│ │ │/│ ┌──┴──┐
│ │ VD1 ┌───┤ RP1 ├───┐
│ │ │ └─────┘ │
│ │ out │ │
│ │ ┌──>│ │
│ │ 3 │ ││ │ │
│ B ├─────*─────┤ ├───┼──────┤ │
│ │ │/│ │ ┌──┴──┐ │
│ │ VD2 *───┤ RP2 ├───*
│ │ │ └─────┘ │
│ │ out │ │
│ │ ┌──>│ │
│ │ 38 │ ││ │ │
│ C ├─────*─────┤ ├───┼──────┤ │
──┴───┘ │/│ │ ┌──┴──┐ │
VD3 *───┤ RP3 ├───*
│ └─────┘ │
O +5V─┴─
VD1-VD3 КД522Б
RP1-RP3 = 1K
Сигнал берется с выходов (out) и далее
смешивается как в исправленной Схеме 1.
Подводя итоги исследований, можно вы-
делить два основных аспекта:
Во-первых, схемы подключения МП могут
иметь разные переходные затухания между
стереоканалами. В любом случае следует
обеспечить преходное затухание больше
18... 20дБ для всех типов процессоров.
Во-вторых, МП производства разных
стран и фирм могут иметь разные амплиту-
дные характеристики и, как следствие,
разные нюансы в звучании одних и тех же
мелодий.
РадiоАматор 8/96
Oleg AKA 0lav
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 24 октября